Храм влахернской иконы. Усадьба Кузьминки: Церковь. Архитектурные особенности нового храма

Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках имеет богатую историю. Первый деревянный храм был выстроен в Кузьминках в 1716-1720 годах. Возводили его по приказу царя Алексея Михайловича, который в то время являлся хозяином усадьбы. В 1759 году князь М.М. Голицын приказал разрушить часть сооружений и построить новый каменный храм в стиле раннего классицизма. Строительство длилось около 30 лет и было завершено под руководством Родиона Казакова.

В 1812 году сооружения были разрушены, но очень быстро восстановлены после войны. В середине 19 века на главном здании были установлены часы, а в храме построен иконостас. В 1924 году храм был закрыт и помещения обезображены новыми постройками, прорубленными окнами и разрушенными стенами. Сначала в зданиях располагалось общежитие, а затем - филиал научно-исследовательского института. В 1990 году произошла реконструкция и передача храма в ведение Русской православной церкви.

Современный храм

В 1995 году церковь освятили. Архитектурно Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках можно отнести к зрелому классицизму. Круглая колокольня, обилие цилиндрических форм и скругленных углов придают строениям весьма необычный и привлекательный внешний вид. Интерьер храма за годы существования несколько раз менялся. Настенная живопись была полностью утрачена в конце 19 века и после реконструкции в конце 20 века стены бы ли расписаны заново. Роспись выполнена в бело-голубой цветовой гамме. Из-за нестандартного решения ротонды-барабана освещение организовано очень необычно и эффектно.

Круглая башенка (кладовая при церкви) заслуживает отдельного внимания. С архитектурной точки зрения она проста, но монументальна. По сравнению с храмом ее размеры совсем небольшие, но выглядит она тяжеловеснее основного здания. В начале 20 века в этой постройке был организован аквариум.

Расположение храма

Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках расположен по адресу: Россия, г.Москва, ул. Кузьминская, д.7, стр.1. Добраться до него можно на автомобиле или на метро. Ближайшие станции метрополитена - "Кузьминки", "Волжская", "Люблино".

Главная икона храма

Влахернская икона Божией Матери - святыня, в честь которой был назван храм. Ее привезли из Константинополя в 1653 году. Изначально она была привезена в город Влахерна, благодаря чему и получила свое название. Праздник иконы отмечают 2 июля. Святыня имеет греческое происхождение. Она выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены фрагменты мощей святых, поэтому икона считается мощевиком и в этом заключается ее ценность.

Святым Александру Невскому и Сергию Радонежскому посвящены приделы храма. У церкви есть и приписные духовные организации:

  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской (расположен на Кузьминском кладбище);
  • Храм Великомученика Георгия Победоносца (расположен в госпитале для лечения ветеранов войн).

Расписание служб

Двери церкви открыты для посетителей ежедневно с 7.00 до 20.00. В Храме Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках регулярно проходят божественные службы. По будням в 8.00 служат утрени. По воскресным дням в 7.00 и 9.30 служат раннюю и позднюю литургии. По определенным церковным праздникам проводят всенощные бдения. Более подробно о предстоящих богослужениях можно узнать на официальной странице храма или непосредственно при его посещении.

Если человеку необходима личная беседа с духовным лицом, нужно обратиться к настоятелям. В храме можно исповедоваться и посетить причастие. По определенным дням в нем проводят обряды крещения, венчания, отпевания. Перед крещением родители и крестные обязательно должны прийти на беседу с настоятелем. Индивидуальное крещение возможно только за отдельную плату. Взносы на проведение стандартного обряда, на котором могут присутствовать несколько людей, готовых принять православную веру, являются добровольными.

Благотворительность

Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках активно занимается благотворительностью. На постоянной основе церковь помогает семейному детскому дому в селе Пустынь Касимовского района Рязанской области, а также многодетным семьям, одиноким родителям. Помощь заключается в сборе продуктов, канцелярских товаров, одежды для нуждающихся. Можно принести все необходимое в храм или перевести деньги на официальный расчетный счет с соответствующей пометкой.

Адресную помощь храм оказывает людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. При этом упор делается не только на материальную, но и на духовную поддержку.

Правила поведения в храме

При посещении храма очень важно соблюдать некоторые правила. На его территории запрещено:

  • вести фотосъемку и видеосъемку без получения разрешения настоятеля;
  • употреблять спиртные напитки;
  • ругаться, громко разговаривать.

Нужно уделить внимание и внешнему виду. Женщинам следует приходить на божественные службы в опрятной, не вызывающей одежде. На голове обязательно должен быть платок или подходящий головной убор. От яркого макияжа лучше отказаться. В церкви не принято разговаривать по мобильному телефону. Перед посещением храма его лучше отключить, чтобы не отвлекаться и не мешать другим прихожанам.

Молодежное объединение при храме и воскресная школа

При храме создано молодежное объединение "Влахерны". Цель его создания - нравственное воспитание молодежи, привитие духовных ценностей. Молодые люди, входящие в объединение, могут совершать:

  • экскурсии по храмам и другим интересным местам;
  • велопрогулки;
  • молодежные пикники;
  • беседы для обратившихся в храм;
  • коллективное чтение Святого Евангелия.

Волонтеры оказывают поддержку людям, посетившим приход. Присоединиться к команде может любой желающий. Для этого нужно обратиться к руководителям движения.

С 1992 года при храме функционирует воскресная школа. Она была создана с целью православного просвещения детей и их родителей, для формирования христианского мироощущения и приобретения опыта общения в православной среде. Обучение в школе проводится на бесплатной основе. Запись производится в начале учебного года после прохождения собеседования. Всех желающих и прошедших собеседование определяют в определенные классы по возрастным категориям.

Воскресную школу могут посещать и взрослые. В храме предусмотрено даже заочное обучение азам православия. При воскресной школе есть церковная библиотека.

Что есть что в церкви

Считается, что этот образ написал евангелист Лука, и сначала он находился в одной из местностей Константинополя - Влахернах. После падения Византии икону перенесли на Афон, а оттуда уже в Россию. Один образ поместили в Успенском соборе Московского , а второй образ Алексей Михайлович пожаловал Дмитрию Строганову, отцу первого владельца усадьбы Кузьминки.

Первый деревянный храм для иконы Влахернской Богоматери в Кузьминках построили в 1720 году, а каменный по проекту И.П. Жеребцова - в 1759-1774. Еще через 10 лет Родион Казаков пристроил колокольню. Он же перестроил и сам храм в стиле раннего классицизма. Расписывал Влахернский храм Антонио Клауди.

Церковь в Кузьминках пострадала от нашествия Наполеона, но ее восстановили. Тогда в храме появился новый мраморный иконостас работы М.Д. Быковского и несколько скульптур работы И.П. Витали.

В 1928 году Президиум Московского Совета постановил закрыть церковь в Кузьминках, а ее здание передать Институту Экспериментальной Ветеринарии.

Сейчас храм в Кузьминках отреставрирован и возвращен верующим. Помимо церкви и колокольни в ансамбль входит еще фамильный склеп и конусообразное хранилище при ризнице 1830 года постройки (автор проекта - Д. Жилярди). А список Влахернской иконы Божьей Матери - фамильная святыня Строгановых - находится в фондах Государственной Третьяковской галереи.

Усадьба Кузьминки: Церковь

В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви . Первая из них была сооружена в 1716 году Строгановыми, получившими благословенную грамоту, то есть разрешение на ее строительство. Та церковь была деревянной, освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок – Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. По этой церкви все имение и получило название – село Влахернское. Церковь была уничтожена пожаром в 1732 году, тогда же вместо нее соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери , тоже деревянную. Она в сою очередь погибла от «огненного запаления» 18 ноября 1758 года.

Ныне существующая церковь и есть третья по счету . Ее сооружали в два этапа. В 1759-62 годах были выстроены церковное здание, а также отдельно стоящая деревянная колокольня, автором проекта которой был Жеребцов. Однако уже к 1779 году здание церкви нуждалось в ремонте. Князь М.М. Голицын вскоре перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р. Казакова в 1784-85 годах.
В церкви находилась семейная реликвия – Влахернская икона Божьей Матери (Одигитрия) , датируется VII веком нашей эры. Одна из особо чтимых в Москве греческих икон. Привезена их Константинополя в дар отцу Петра I царю Алексею Михайловичу в 1653 году. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в успенском соборе московского кремля, царь брал ее с собой в военные походы. Празднование иконы совершалось в пятую неделю великого поста – субботу акафиста. Влахернская икона рельефная, выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены мощи христианских мучеников, таким образом, икона является мощевиком. По иконографическому типу список Одигитрии, близкий к смоленской иконе Божьей матери, создана во второй половине XV начале XVI веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись – «богохранимая». В настоящее время икона находится в церкви ризоположения Московского Кремля. Один из чтимых рельефных списков второй половины XVII начала XVIII веков хранился в родовом имении Строгановых-Голицыных в селе Влахернском. Им был пожалован за свои заслуги перед Отечеством отец уже упоминавшегося Григория Строганова. По построенному храму местность получила третье название – село Влахернское.
Влахерна – это название местности в Константинополе. Давным-давно там стояла церковь с чудотворной иконой. Икона эта покровительствовала Константинополю и Византийским императорам. По легенде, она обратила в бегство врагов, напавших на город в 626 году. Свою чудотворность икона проявила не один раз уже находясь в России. В 1830 году разразилась эпидемия холеры. Было трудно указать хоть одно место в Москве или под Москвой, свободное от свирепствовавшей болезни. Каждый день гибли тысячи людей.. И однако во Влахернском ни один человек не только не умер, но даже и не заболел. Божья Матерь проявила свое заступничество и в 1871 году, когда еще одна эпидемия холеры открылась в Москве. Неудивительно, что москвичи и окрестные жители благоговели перед иконой и считали ее чудотворной. Кстати, все три названия – Кузьминки, Мельница и Влахернское – употреблялись вплоть до 1917 года, все три названия мы встречаем и в газетах, и в путеводителях, в письмах и дневниках современников. День 2 июля стал местным христианским праздником Влахернской иконы Божьей Матери. В 1920 Влахернская церковь закрывается, и икона Божьей Матери передается в Успенский храм в Вешняках. Когда же в 1941 и он закрывается, икона поступает в Третьяковскую галерею, где хранится в запасниках и по сей день.

Разрушение храма


Реконструкция церкви в КУзьминках. Фото 1938 г

В 1923 году в Москве открылся Поместный Совет Русской правосланой церкви , на котором принято было решение о закрытии храмов. Монастыри и церкви передали Всероссийской Чрезвычайной комиссии под лагеря и тюрьмы для преступников и детские калонии. В кратчайшие сроки были закрыты тысячи церквей. В разоренных церквях строили склады, клубы, вытрезвители, общежития и музеи. В Кузьминках в решении "высоких" идей строительства нового государства были уничтожены все надмогильные памятники и кресты небольшого погоста за церквью, освободив территорию для строительства общежития для сотрудников института. Недалеко от плотины когдато был колодец со святой водой, который засыпали.

В 1929 году поселковый совет изъял у настоятеля церкви Влахерской иконы Божьей Матери ключи, запретив проводить богослужения. Но это еще не все. В один из дней 1929 года по Липовой аллее прокатилась телега для экспроприации церковных ценностей в пользу государства и пердачи храма ЦК автотракторной промышленности . Узнав об этом, священник Порецкий попытался защитить святое место, призвав на помощь жителей. Народ горячо откликнулся на призыв. Результаты противоборства оказались печальными. Осенью 1929 г. уничтожили барабан храма и колокольню, на которой находились старинные башенные часы.

При переделке храма остался только основной остов здания и портики. Фронтоны заменили крупными и непропорциональными аттиками. До неузноваемости переделали окна: вместо круглых окон появились прямоугольные, причем были повреждены литые металлические ленты, стягивавшие сооружение. Внутри также все переделали. На месте алтаря (!) устроили туалет, закрасили настенную живопись. Многие рукописи и иконы сожгли. Единственная известная нам живописная икона Влахерской Божьей Матери висела долгое время в левом приделе вешняковского храма.Чудом уцелевшая эта икона представляла несомненную ценность и по решению комиссии была передана в фонды дного из музеев Москвы.

Сегодня

В 1992 году по распоряжению 717 мэра Москвы Лужкова здание церкви Влахерской иконы Божьей Матери с приделами святого Сергия Радонежского и св. Александра Невского были переданы патриархии. Несбыточные, казалось бы мечты восстановления усадьбы начали осуществляться. Настоятель церкви отец Александр и вновь созданная община внесли жизнь в мертвый храм и надежду в серца москвичей. Важным этапом в реставрации стал демонтаж водонапорной башни, уродливой советской архитектуры (ее уничтожили взрывом, так аккуратно, что не пострадало не одно из окружающих зданий). В реставрации храма принимали участие многие организации и реставрационные бригады. Здесь трудились династии: братья Гвоздевы и их сыновья. А многопудовый колокол помог отлить коллектив завода им. Лихачева.

Сайт http://vlahernskoe.prihod.ru/

Настоятель - иерей Александр Кашкин

Расписание работы храма: В воскресенье - утреня и Литургия в 9 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч

Телефон: 377-87-88

Адрес: ул. Скрябина, 1 (ул. Старые Кузьминки, 26),

Проезд: от метро Рязанский проспект, авт. 29 до конечной остановки

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 192-197

Церковь во имя Влахернской иконы Богоматери в усадьбе Кузьминки на реке Голеди

Кузьминская ул., 26

"Владельцы имения: Симонов монастырь в XVII в.; Строгановы с 1702 г.; Голицыны - 1820-1917 гг." ( - точней с 1755 г. - П. П.)

"В начале XVIII в. усадьба принадлежала А. Г. Строганову, который построил здесь деревянную церковь во имя Влахернской Богоматери, барские покои и дом для Петра I, любившего бывать в усадьбе. Во второй половине XVIII в. новые владельцы сооружают каменную церковь (1759-1774 гг., перестроена в 1784-1787 гг.), главный дом (1780-е гг., сгорел в 1913 г.), ряд хозяйственных строений - кухню, оранжерею, Конный двор и т.п. В строительстве участвовали архитекторы: И. П. Жеребцов (с 1760 по 1770 гг.), И. В. Еготов и Р. Р. Казаков (конец 1770-х-1790-е гг.). После Отечественной войны 1812 г. в усадьбе развертываются новые работы, связанные с именем Д. Жилярди, который руководил строительством с 1811 по 1852 г. Главный дом не был затронут переделками, и все внимание архитектора было обращено на устройство парка с его павильонами, мостами, пристанями, гротами. Особой выразительностью отличается Музыкальный павильон Конного двора (1819), коренным образом перестроенного Д. Жилярди, с конными группами - копиями скульптур П. К. Клодта. К достопримечательностям Кузьминок принадлежит и чугунная ограда со скульптурами львов, выполненная по рисункам А. Н. Воронихина и Д. Жилярди на уральских Пашийских заводах".

"Основной куб церкви выстроен в 1762 г.; портики, купол и колокольня - в 1784 г.".

"Архитекторы, строившие храм, последовательно: И. Жеребцов, В. Баженов, Р. Казаков, Д. Жилярди".

"Приделы: преп. Сергия; Александра Невского".

"Первая деревянная церковь выстроена в имении в 1716-1720 гг. Г. Д. Строгановым и вдовой его Марьей Яковлевной с детьми. Вскоре она сгорела.

В 1732 г. барон А. Г. Строганов выстроил второй деревянный храм, сгоревший около того времени, когда имение в 1755 г. перешло к Голицыным.

Придел Александра Невского существовал уже при первом деревянном храме 1716 г.

Каменный храм строился с 1759 г. Первым в 1762 г. был освящен придел Александра Невского, а в 1774 г. освятили и главный престол. В 1784 г. покрытие храма было переделано из восьмерика в купольное.

В 1812 г. церковь была разорена французами; вновь освящена в 1813 г.

В 1829 г. в дополнение к южному Александро-Невскому приделу устроен также северный во имя преп. Сергия Радонежского.

Колокольня была выстроена к 1784 г. деревянная; в тот же год ее разобрали и построили каменную. В 1841 г. на колокольне поставлены часы; в 1833 г. отлит для нее большой колокол в 260 пудов.

В 1825 г. иконостас в приделе Александра Невского заменен новым. В 1866-1867 гг. он был заменен еще одним, сделанным по рисунку архитектора М. Д. Быковского. Иконостас придела преп. Сергия выполнен в 1829 г. также по рисунку М. Д. Быковского.

В 1899-1900 гг. был произведен капитальный ремонт храма, причем вместо деревянного главного иконостаса поставлен новый - из итальянского мрамора с бронзовыми украшениями. Ремонт проводили под наблюдением и руководством К. М. Быковского.

Древняя икона Влахернской Богоматери - копия второй половины XVII в. с оригинала, находившегося в Успенском соборе Кремля. В храме было множество драгоценностей, святынь, в том числе образ с родословным древом Строгановых, а также часть Ризы Христовой в особом ковчежце.

Обращала на себя внимание и необычная дарохранительница в виде гроба с явными масонскими символами, подаренная Мих. Мих. Голицыным по завещанию секунд-майора Вас. Ив. Павлова, погребенного при Влахернском храме в 1776 г.".

"Село Влахернское в народе называют Кузьминским; третье наименование - Мельница - почти забыто: оно звалось так по мельнице, стоявшей на месте села. По преданию, мельника звали Кузьмою - откуда и пошло второе имя селения. Влахернским же его назвали, когда здесь была поставлена церковь во имя Влахернской иконы Богоматери. Село существует не более 180 лет.

В церкви замечателен Влахернский образ Богоматери. Одни говорят, что это подлинная древняя икона, присланная вместе с главою св. Григория из Иерусалима царю Алексею Михайловичу и встреченная самим Патриархом Никоном на Лобном месте. Другие утверждают, что это копия, а подлинник находится в Успенском соборе Кремля в приделе Петра и Павла в алтаре за жертвенником. Из документов известно, что присланы были две одинаковые иконы, писанные на досках, сделанных из особой мастики. По повелению царя одна икона поставлена в Успенском соборе, а другой впоследствии был благословлен барон Димитрий Григорьевич Строганов. На оборотной стороне иконы есть две надписи: 1. Это та самая икона, которая была покровительницей Константинополя и греческих царей, ее царь Ираклий имел с собою в походах против персов и о чудесах ее повествует история. 2. Икона украшена ко 2 июля, празднику Влахернской Богоматери, богатой ризой с дорогими камнями, усердием княгини Анны Александровны Голицыной, кавалер-дамы ордена св. вмч. Екатерины, в 1806 г.

В 1926 г. о храме еще повествовалось так: "Церковь в Кузьминках. В разное время последовательно возникали основные закругленные стены храма, четырехколонные портики, купол, цилиндрическая колокольня, увенчанные главками, напоминающими белокаменные беседки, ротонды. В 1784 г. производились здесь значительные перестройки. Возникла каменная прекрасно нарисованная колокольня, были прибавлены к центральному массиву портики и переделан барабан купола. Нововведения носят ясно выраженный "казаковский" характер. Рука умелого зодчего изменила внешний скромный вид церкви, одев ее в классический убор типично московского зодчества. В 1825 г. по рисункам Доменико Жилярди был устроен на месте старого, пришедшего в ветхость, новый ампирный иконостас с двумя колоннами, украшенный вызолоченной резьбою и имеющий вверху скульптурные фигуры. Он дошел до нас в новой копии из мрамора. Из убранства церкви отметим старую Влахернскую икону XVII в., сделанную особой рельефной техникой; ряд крестов и фамильных икон, среди которых весьма любопытна одна с родословием Строгановых; особо замечателен ковчег - целое архитектурное сооружение тонкой ювелирной работы XVII в.".

Церковь, по сведениям старожилов, закрыта в 1929 г.

В настоящее время она страшно изуродована и почти ничем не напоминает храм. Колокольня уничтожена полностью. Обширный купол церкви также сломан - вместо него нахлобучен третий этаж с балконами на месте фронтонов. Прорублены новые окна со всех сторон. Внешний вид храма - облупленный, обкорнанный, изгаженный - ужасен. Внутри в 1960-х гг. были жилые помещения. В 1978 г. здесь находился конторский корпус Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии (ВИЭВ), который занимал и остальные строения усадьбы. О восстановлении ходили только смутные слухи. С 1989 г. здание обезлюжено и начата реставрация.

"Неподалеку от алтарной абсиды храма, в пределах ограды, находится небольшое совершенно круглое здание, суживающееся кверху, с 4 полуциркульными окнами под широким, далеко выступающим карнизом, поддерживающим плоский невысокий купол. Постройка типа надмогильного склепа является ризницей". "Построена она в 1828 г. Д. И. Жилярди". Здание это напоминает павильон-ризницу на дворе Павловской больницы. В 1960-х гг. внутри него располагался аквариум (!), затем - подсобное помещение ВИЭВ.

В 1978 г. на Конном дворе шла неспешная реставрация. Пруд в 1977 г. попытались спустить для очистки, но неудачно, пришлось вновь заваливать берег и готовить "химероприятие" более толково. Здания усадьбы, занимаемые ВИЭВ, пребывали в различной степени заброшенности. Чугунные львы знаменитой ограды частично разломаны.

Весь комплекс стоит на государственной охране под № 393. В него, согласно охранному списку, вместе с храмом и ризницей также входят:

"Усадьба Кузьминки, 1702-1850: конный двор с музыкальным павильоном и 2 флигелями, 1793, 1819 гг., архитекторы Р. Р. Казаков, Д. И. Жилярди, скульптор П. К. Клодт; оранжерея, XVIII в. - начало XIX в., архитекторы Н. П. Жеребцов, Д. И. Жилярди, Р. Р. Казаков, И. В. Еготов; классический павильон, 1793, 1805, 1820-е гг., архитекторы Р. Р. Казаков, И. В. Еготов, Д. И. Жилярди; классический павильон, 1950 г. (воссоздание), по проекту Д. И. Жилярди; египетский павильон, 1811, 1820-е гг., архитекторы А. Н. Воронихин, Д. И. Жилярди; ворота Красного двора с 4 торшерами и 2 скульптурами грифонов, 1810-1820-е гг., архитекторы А. Н. Воронихин, Д. И. Жилярди; ограда Красного двора с 2 скульптурами львов, 1810-1820-е гг., архитекторы А. Н. Воронихин, Д. И. Жилярди.

Сооружения Красного двора: флигель № 2 "Соединение", 1809 г.; восточный флигель, 1809 г.; западный флигель, 1950 г. (воссоздание), по проекту Д. И. Жилярди; южный флигель, 1809 г.

Ванный домик, 1788-1811, 1820-е гг., архитекторы Р. Р. Казаков, А. Н. Воронихин, Д. И. Жилярди.

Домик на плотине, 1838 г. (подвалы XVIII в.).

Три двухэтажных флигеля, 1788, 1827, 1832, архитекторы Д. И. Жилярди, А. О. Жилярди - по Тополевой аллее: флигель № 3 (дом причта), флигель № 4 (служительский), флигель № 5 (прачечный); ограда у дома причта, первая треть XIX в., середина XIX в., архитекторы Д. И. Жилярди, А. О. Жилярди; одноэтажный деревянный флигель № 6 по Тополевой аллее, конца XVIII в. - начала XIX в., архитекторы Р. Р. Казаков, И. В. Еготов; колодезь, XIX в.; кузница, 1783, 1818, архитекторы И. В. Еготов, Д. И. Жилярди; дом Полуденского с флигелем, 1838, конца XIX в.

Строения на садоводстве: дом двухэтажный каменный, 1832 г. - № 21, архитекторы Д. И. и А. О. Жилярди; дом двухэтажный деревянный, 1832 г. - № 23, архитекторы Д. И. и А. О. Жилярди; дача деревянная "Серая" на садоводстве, 1793 г. - д. № 17.

Строения скотного двора: 2-этажный центральный флигель, 1805, 1832-1838, архитекторы И. В. Еготов, А. О. Жилярди; 1-этажный П-образный корпус, начало XIX в.

Ограда, начало XIX в.; грот в парке № 1, начало XIX в.; трехарочный грот в парке № 2, начало XIX в.; однопролетный каменный мост на плотине, начало XVIII, XIX вв., архитекторы И. В. Еготов, М. Д. Быковский; мост со скульптурами грифонов на 4 белокаменных пилонах, конец XVIII - начало XIX в., архитекторы Р. Р. Казаков, А. О. Жилярди; руины Львиной пристани на Большом пруду, начало XIX в. (подлежат воссозданию); руины "Пропилей", начало XIX в. (подлежат воссозданию); руины пристани у "Пропилей", начало XIX в. (подлежат воссозданию); белокаменный обелиск, начало XIX в.; парк в 270,2 га с прудами, каналами, плотинами, мостами".

В парке Кузьминок доныне любят гулять в выходные дни окрестные жители.

"С 1 января 1977 г. решением исполкома Моссовета территория усадьбы Кузьминки стала новым парком города, а для института ветеринарии, помещающегося здесь с первых лет Советской власти, решено выстроить новый комплекс в промышленной зоне. В Оранжевой даче в глубине парка по решению Моссовета разместится районная библиотека, а в домике на плотине расположится музей. В одном из домиков на Тополевой аллее, откуда выселены жильцы, поместилась реставрационная мастерская Общества охраны памятников. Ей предстоит вернуть Кузьминкам прежний вид. В первую очередь реставрируются Конный двор, Музыкальный павильон, ограда Красного двора, грифоны, львы, ворота; а всего построек в решении Моссовета значится 33".

"Главный усадебный дом, как и боковой Западный флигель, восстановили внешне, чтобы не разрушать ансамбль".

"В 1991 г. зам. председателя Волгоградского райсовета Е. Шурыгин в ответе на вопрос об аварийном состоянии храма сообщил вдруг, что он передается Патриархии. Между тем крыша грозит скорым обвалом".

В апреле 1992 г. "вице-премьер Ю. Лужков подписал распоряжение о передаче в безвозмездное пользование православному приходу ц. Влахернской Богоматери в Кузьминках с ризницей (Ст. Кузьминки, 16) и дома причта (Тополевая аллея, 3). Находящемуся в них НИИ экспериментальной ветеринарии предложено освободить их в месячный срок".

Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 479.

Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 43.

Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 336-337.

(Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. С. 57. № 148.

Захаров М. П. Путеводитель по окрестностям Москвы. М., 1867.

Лазаревский Ив., Згура В. Подмосковные музеи. М., 1926.

(Бондаренко И. Е.) Архитектурные памятники Москвы. М., 1904. Вып. 1. Лист 33: фото храма.

Искры. 1902. № 32. С. 500 (фото храма от ворот усадьбы).

Кормчий. 1903. № 26 (фото храма).

Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. Вып. 8. Пехрянская десятина. С. 207.

Влахернской иконы Божьей Матери в Кузьминках построен в 1716 г. по специальному заказу купцов Строгановых. Цель строительства храма заключалась в том, чтобы водворить в него бесценный дар, полученный Строгановыми за заслуги перед Отечеством от самого царя Алексея Михайловича, — Влахернскую икону Божией Матери.

Икона была подарена царю Алексею Михайловичу в 1654 году иноками со святого Афона. Ее появление связывают с именем евангелиста Луки в 1-м веке н.э. С 5-го в. она хранилась в столице христианского мира Константинополе. По преданию, Влахернская икона уберегла Константинополь в 626 году от нападения аваров. В память этого события в субботу пятой недели Великого Поста совершается суббота Акафиста в честь Пресвятой Богородицы. Поэтому Строгановы и решили создать отдельную обитель специально для хранения там древней Влахернской иконы.

Однако первой деревянной постройке церкви не суждено было просуществовать долго — в 1732 году она сгорела. Ту же участь постигла и вторую , ставшую заменой первой, — она была уничтожена пожаром в 1758 году. К этому времени имение Кузьминки перешло в собственность семейства Голицыных. И в 1759 году князь Голицын положил начало строительству каменной церкви.

Возведение церкви и всей усадьбы Кузьминки велось по проекту И. П. Жеребцова, для которого характерен стиль «елизаветинского барокко». Каменный был построен в русской традиции восьмерик на четверике, т. е. на четырехгранном основании установлен восьмигранный барабан. Храму характерен барочный декор. Рядом была установлена деревянная восьмигранная колокольня. Закончилось строительство в 1762 году, однако декорирование храма продолжалось до 1774 г.

Хозяева усадьбы Кузьминки князья Голицыны не жалели средств на ее обустройство. В 1784 — 85 гг. Влахернской Божьей Матери был реконструирован в строгом московском классическом стиле архитектором Р. Р. Казаковым. Четвертик основания был изменен на круглый барабан и увенчан главкой. С четырех сторон пристроили крыльцо и портики, возвели каменную колокольню в двух ярусах.

При наполеоновском нашествии 1812 года храм был сильно разрушен. Для его восстановления были приглашены лучшие архитекторы того времени М. Д. Быковский и Д. И. Жилярди. И лишь к 1829 году левый придел Сергия Радонежского с мраморными иконостасами был полностью восстановлен и освящен.

Советское лихолетье не миновало храм: двухъярусная колокольня конца 18 века была полностью снесена, здание церкви преобразовано в 1929 году в общежитие.

И только в 1992 году храм, наконец, был возвращен верующим. В течение 3-х лет под руководством архитектора Е. А. Воронцовой храм был воссоздан практически в первоначальном облике. 14 октября 1995 года патриархом Алексием было совершено долгожданное освящение храма.

Сегодня действующий Храм Влахернской иконы Божьей Матери в Кузьминках трехпрестольный. В нем находятся престолы Божьей Матери, Сергия Радонежского и Александра Невского. Святыни храма — частицы святых мощей Александра Невского и апостола Андрея Первозванного.

Оригинал Влахернской иконы (Одигитрия) в настоящее время хранится в Третьяковской галерее. В храме же находится список с этой старинной иконы, выполненной в воскомастичной технике (в воске содержатся частицы мощей святых христианских мучеников).